Центр психолого-педагогической помощи населению

+7 (34253) 7-71-50 solikamskpmpk@yandex.ru г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, д. 138

   Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом.       

           Важно понимать, что Не всегда данные понтия тождественны!                                                          

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья  – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус «ОВЗ»  присваивает психолого – медико – педагогическая комиссия.

К обучающимся с ОВЗ  отнесены дети:

· с нарушениями слуха  (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

· с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· с задержкой психического развития;

· с расстройствами аутистического спектра;

· со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

· с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие  необходимость его социальной защиты.

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы.

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта, онкологическими заболеваниями  могут обучаться по основной общеобразовательной программе и не посещать ПМПК.

 

Внимание:обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается   заключение, содержащее  рекомендации, определяющие образовательную программу, для ребенка с ОВЗ наименование рекомендованной АООП, её вариант, сроки освоения, сроки повторного  ( контрольного, рубежного) обследования с целью смены образовательного маршрута,  форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является

добровольным решением родителя. Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года, с даты  его получения. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, - длительность освоения уровня образования.

 При переходе с уровня на уровень ребенок с ОВЗ должен пройти комплексное психолого – медико  - педагогическое обследование на ПМПК с целью подбора образовательной программы. Таким образом, ребенок с ОВЗ обследуется по итогам обучения начальной школы.

Чтобы обучать детей с ОВЗ  и детей – инвалидов, образовательная организация:

- разрабатывает АООП НОО и ООО;

- создает специальные условия обучения;

- утверждает необходимое штатное расписание. Включение в штатное расписание  специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.

Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в организации.

Для реализации АООП НОО и ООО в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, приведены штатные единицы для школы:

  • учитель – дефектолог ( олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6 -12 обучающихся с ОВЗ;
  • учитель – логопед на каждые 6-12  обучающихся с ОВЗ;
  • педагог – психолог на каждые 20    обучающихся с ОВЗ;
  • тьютор,  ассистент ( помощник) на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ.

Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает руководитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей.  Вопрос обеспечения специалистами сопровождения может быть решен:

  • введением должности в штатное расписание;
  • расширением  должностных обязанностей педагогических работников  -   учителя – дефектолога, социального педагога,  педагога – психолога  и других;
  • использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом Взаимодействии.

Ответственность за создание условий по получению образования лиц с ОВЗ несут органы государственной власти и органы местного самоуправления, а за организацию обучения и создание СОУ несет администрация ОО.